АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНКЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ

Авторы: Юртайкина Наталья Михайловна, Барсукова Мария Александровна, Фесенко Елена Алексеевна

В последнее десятилетие значительно возросла зависимость российской экономики от мирохозяйственных процессов. Возможности и ограничения ее развития стали определяться ситуацией не только на сырьевых, но и на мировых валютных и финансовых рынках, напряженность на которых может подорвать внешнюю основу экономического роста. Поэтому практически невозможно игнорировать режим санкций в отношении нашей страны. Вместе с тем до сих пор еще не появилось убедительных количественных оценок их влияния, хотя уже неоднократно можно было слышать заявления, что Россия прошла “дно” кризиса и впереди нас ждет оживление экономики и скорый экономический рост[i].

В международной практике санкциями считаются односторонние или коллективные действия против страны, которую считают нарушителем международного права. Эти действия на правлены на то, чтобы заставить данную страну соблюдать закон.

Наиболее распространенными формами санкций являются ограничения на международную торговлю, финансовые операции и перемещение людей. Наказанными в идеале должны быть конкретные лица, те, кто принимал или активно поддерживал преступные, с международной правовой точки зрения, решения[ii].

Для остальных же граждан государства объекта санкций считается, что эти меры не создают никаких дополнительных неудобств. Теоретически все выглядит вполне справедливо, но нередко пострадавшей стороной оказывается население. Помимо того, санкции используются для укрепления внутреннего режима и пропаганды, поскольку достаточно просто объяснить людям, кто на самом деле виноват во всех бедах.

Санкции являются привлекательным инструментом внешней политики, так как, в отличие от войны, они позволяют решать международные разногласия с меньшими издержками. Этим объясняется увеличение частоты и количества применяемых санкций.

Несомненно, интенсивность санкций определяется степенью их воздействия, иными слова ми, ущербом, который может быть нанесен экономике страны.

В данной связи для оценки “перспектив” российской экономики необходимо определить, какой вид санкций и в каких условиях оказывал наиболее значительное негативное воздействие.

Представляется, что наиболее ощутимое влияние можно ожидать от торговых и финансовых санкций, а также от комбинации этих двух видов, которые занимают ведущее место в арсенале средств внешней политики ведущих государств мира.

Исторически большинство санкций объявлялись в одностороннем порядке Соединенными Штатами, но в последние годы в санкциях стали принимать более активное участие и страны Западной Европы, хотя до сих пор коалиции по введению санкций чаще всего организуют США

Политика санкций США претерпела существенные изменения за последние десятилетия. В прошлом веке акцент делался на торговых ограничениях, которые оказались не слишком эффективными: противники США находили возможности их обходить вследствие возрастающей глобализации, сейчас основной формой становятся финансовые санкции. Опять же по причине усилившихся глобализационных процессов легче отслеживать прохождение международных платежей и финансовых потоков в целом, что дает раз витым странам  обладателям мировых резервных валют больше возможностей вмешиваться в финансовую сторону мировой торговли и блокировать торговые операции через финансовую сферу[iii].

В последние десятилетия существенно изменилось отношение правительств и мирового общественного мнения к вопросу о том, в каких случаях применение санкций является оправданным и уместным. В период с начала прошлого столетия и практически до его середины санкции применялись в основном в ответ на военные интервенции. В последующие десятилетия спектр целей приме нения санкций расширился и стал включать в себя такие задачи, как прекращение региональных конфликтов, продвижение распространения демократии и политических свобод, утверждение прав человека, предотвращение распространения ядерного оружия, освобождение заложников и освобождение захваченных территорий. Санкции стали стандартным инструментом, используемым государствами инициаторами для осуществления давления на страны объекты по любому аспекту поли тики последних, с которыми страны инициаторы были не согласны[iv].

Применение санкций может преследовать несколько целей. Ограничение экспорта страны объекта санкций снижает ее национальный доход и поступления твердой валюты и тем самым ограничивает ее возможности закупать на мировом рынке необходимые товары. Ограничения на импорт могут состоять в запрете на импорт любых това ров или в запрете на импорт лишь специфических товаров и сырья, необходимого в военных целях.

Так как страны, оказывающиеся объектами санкций, как правило, являются сравнительно небольшими и специализированными в своем эк спорте, то страны инициаторы санкций чаще при бегают к санкциям, ограничивающим экспорт, чем к ограничениям на импорт.

Соотношение размеров экономик стран субъекта и объекта санкций имеет существенное значение в формулировании политической цели, ради которой вводятся санкции. Как и под сказывает здравый смысл, торговые санкции вводятся страной с большей экономикой против страны с меньшей экономикой, делая тем самым возможные ответные меры бессмысленными.

Для оценки длительности и интенсивности санкционного давления следует помнить, что государства очень редко вводят против кого-то санкции, если их собственное население от них по страдает.

Успех санкций в смысле эффективного причинения экономического ущерба отнюдь не гарантируется участием в них крупного государства вроде Соединенных Штатов. Способность страны субъекта санкций или коалиции стран, применяющих санкции, нанести экономический ущерб третьему государству зависит также от сложившихся потоков торговли и сравнительных размеров экономик двух сторон. Следует уточнить, что, если страна объект поддерживает со своими соседями хорошие устойчивые отношения, результативность вводимых против нее санкций будет снижаться, так как страна объект будет иметь много альтернативных возможностей для экспорта и импорта. Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность санкций повышается в условиях, когда санкции осуществляются коалицией государств. Коллективный фор мат санкций также является гораздо более эффективным в глобализированной экономике, так как позволяет лучше контролировать потоки экс порта и импорта.

Ограниченная эффективность большинства экономических санкций определяется тем, что ввести и поддерживать “непроницаемые” торговые санкции лишь экономическими методами невозможно. При введении санкций страна объект может быть полностью отрезана от окружающего мира и довольно быстро находит альтернативные рынки сбыта, закупок и финансирования. Эти альтернативные рынки просто более дорогие, и санкции, по сути, не блокируют внешнеэкономическую деятельность государства, а повышают его накладные.

Торгово-экономические санкции являются далеко не бесплатными для страны-инициатора. Во-первых, следует учитывать прямые потери, которые состоят из снижения продаж и снижения доходов, удешевления стоимости активов в стране – объекте санкций, принадлежащих компаниям страны – субъекта санкций, а также потери от снижения занятости в стране-субъекте. Во-вторых, образуются непрямые убытки экономики страны – субъекта санкций, выражающиеся в росте себестоимости производства, связанном с уменьшением объема производства. В-третьих, в результате введения санкций на рынке страны объекта образуется временный вакуум, который быстро заполняется либо иностранным конкурентом, либо возникшей и развиваемой местной компанией. Таким образом, потери страны – субъекта начинают носить долговременный характер, так как ее компании теряют рынок и все доходы, которые могли быть получены с него в будущем. Потери страны – субъекта санкций не ограничиваются чисто экономической сферой и включают в себя также и политический ущерб, или политическую цену, которая страна-инициатор санкций вынуждена платить при введении санкций. И наконец, введение санкций против того или иного государства никогда не повышает популярность страны, объявившей санкции, в глазах народа страны – объекта санкций.

Исследование практики применения и политических результатов экономических санкций показывает, что санкции имеют больший шанс на успех тогда, когда они обходятся относительно недорого стране-инициатору и когда потенциальный экономический ущерб от санкций для страны – объекта существенно выше, чем потери от требуемых изменений своей политики.

Еще один аспект, который необходимо учитывать в определении эффективности санкций, состоит в том, что санкции, как правило, бывают направлены против врагов, а не против союзников, но бывают более эффективными в случае, если направлены против союзников, а не против врагов. Это наблюдение получило название “парадокс санкций”. Причины такой ситуации достаточно хорошо ясны. Страна-противник менее охотно уступает давлению, потому что уступка не приводит к улучшению ее политических позиций ни сейчас, ни в будущем. Наоборот, сделав однажды уступку, страна увеличивает риск того, что на нее будут продолжать давить и по другим вопросам. В то же время страна-противник, как правило, поддерживает с оппонентом низкий уровень торгово-экономических связей, поэтому ограничивать бывает особенно нечего, не находится достойного объекта для торговых санкций. Страна-союзник, напротив, поддерживает широкие торгово-экономические связи, и их ограничение станет для нее весьма болезненным[v].

Другим важным свойством экономических санкций является то, что они служат лишь инструментом внешней политики, но никогда не становятся ее воплощением. Это соображение очень существенно при оценке эффективности санкций: санкции как таковые могут возыметь тот или иной эффект, однако оценивать следует не эффективность санкций, а эффективность политики, частью которой они являются. Утверждения о неэффективности экономических санкций, часто встречающиеся в литературе и политических заявлениях, сами по себе не имеют смысла, так как их авторы часто путают оценки инструментальной эффективности санкций с оценками эффективности той или иной политики.

Таким образом, оценка эффективности применения санкций для решения внешнеполитических задач остается проблемой и решается в основном на интуитивном уровне. Единственные количественные критерии, которые могут применяться для оценки эффективности торговых санкций, это изменение объема товарооборота страны, находящейся под санкциями, а также динамика изменения ее золотовалютных резервов. Такая статистика доступна из многих международных источников, в том числе МВФ, но и она не является всеобъемлющей. Страны, находящиеся под санкциями, часто искажают или вовсе не предоставляют статистику внешней торговли международным организациям[vi].

Таким образом, введение санкций не всегда является идеальным политическим решением и имеет лучшие шансы достижения результата при соблюдении следующих условий:

  • политическая задача не должна требовать значительной корректировки политики страны объекта санкций;
  • необходимо использовать одновременно и торговые, и финансовые санкции. У страны – субъекта санкций должны быть технические возможности по вмешательству в финансовые потоки;
  • страна – объект санкций не обладает политической поддержкой третьих стран;
  • существует международная коалиция формальная или неформальная в поддержку санкций;
  • страна – объект санкций слаба политически и экономически.

Следовательно, для адаптации российской экономики к условиям санкций необходимо пере ориентироваться на государства, которые вовсе не поддерживают санкции или лишь формально участвуют в этой коалиции, постараться использовать в международных расчетах средства, альтернативные доллару, для облегчения воздействия финансовых санкций. Способом обойти торговые ограничения может служить активное привлечение посредников, выступающих под флагами государств, не поддерживающих режим санкций.


[i] Замараев Б., Киюцевская А. Российская экономика в контексте мировых трендов // Вопросы экономики. 2015. № 2. С. 3248.

[ii] Братерский М.В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена, проблемы использования// Безопасность Евразии. 2009. № 2 (36). С. 335348

[iii] Костяев С. Мрачные перспективы: что происходит с государствами под санкциями США. URL: www.rbc.ru/opinions/politics/26/04/2016/571f42379a 79471fa7cb8900.

[iv] Братерский М.В. Указ. соч.

[v] Архипова В.В., Комолов О.О. Развитие между народных санкционных режимов: исторический аспект// Российский внешнеполитический вестник. 2016. № 3. С. 5369.

[vi] См.: Гурвич Е.Т., Прилепский И.В. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 424; Катасонов В. Экономические войны и экономические санкции // Фонд стратегической культуры. URL: www.fondsk.ru/news/ 2015/02/03/ekonomicheskievojnyiekonomicheskie sankciiiii31590.html.

error: Content is protected !!